Создаю несколько уроков для начинающих художников=)
Многие жалуются на то, что, поступая в учебное заведение художественного характера, приходится учиться рисовать самим. Преподаватель, как правило, не объясняет самых основ, а студенты мучаются и учатся на своих ошибках. Правда, обычно понимание приходит не сразу. Я это знаю, потому что сама через это прошла. Хочу поделиться своим небольшим опытом, и надеюсь, что кому-нибудь это хоть немного поможет!
Начнем с самого первого и основного - законов композиции. Эти знания помогут вам правильно построить рисунок. Часто бывает такая ситуация, когда стоит один натюрморт, и заваливается толпа студентов, человек 15. Каждому надо куда-то встать, да еще и так, чтобы получился хороший ракурс, все предметы было хорошо видно. Иногда преподаватель просто "бросает" экспонаты и говорит примерно следующее: "Ну вы тут что-то нарисуйте, чтоб красиво было". Но даже если предметы уже расставлены, невозможно сделать так, чтобы натюрморт смотрелся хорошо с любого ракурса. Вовсе не обязательно рисовать все предметы постановки именно так, как вы их видите. Никто из зрителей не видел, как в действительности были расставлены предметы, рядом не будет висеть фотография с данным натюрмортом!
Но для начала стоит знать такую вещь - композиция бывает 2х видов: статическая (уравновешенная) и динамическая (имеет вектор направленности).
Статическая копозиция
В статической композиции обязательно должен быть центр, который держит всю композицию. Он должен быть "вкусным", хорошо проработанным. Еще у статической композиции есть четкая опора, тяжелый низ. Когда низ композиции тяжелее (по объему) чем верх, кажется, что композиция устойчива. Зрительно это кажется более приятно и умиротворяюще, это касается как картины, так и архитектурного произведения. Ведь, если создать здание, которое сверху будет массивнее, чем снизу, то человеку, проходящему мимо, будет неспокойно, возникнет ощущение, что сверху на него что-нибудь упадет.
Также, если статическую композицию мысленно разделить пополам по вертикали, то предметы по массе будут одинаковы. Ниже представлены небольшие зарисовки на эту тему:
Многие жалуются на то, что, поступая в учебное заведение художественного характера, приходится учиться рисовать самим. Преподаватель, как правило, не объясняет самых основ, а студенты мучаются и учатся на своих ошибках. Правда, обычно понимание приходит не сразу. Я это знаю, потому что сама через это прошла. Хочу поделиться своим небольшим опытом, и надеюсь, что кому-нибудь это хоть немного поможет!
Начнем с самого первого и основного - законов композиции. Эти знания помогут вам правильно построить рисунок. Часто бывает такая ситуация, когда стоит один натюрморт, и заваливается толпа студентов, человек 15. Каждому надо куда-то встать, да еще и так, чтобы получился хороший ракурс, все предметы было хорошо видно. Иногда преподаватель просто "бросает" экспонаты и говорит примерно следующее: "Ну вы тут что-то нарисуйте, чтоб красиво было". Но даже если предметы уже расставлены, невозможно сделать так, чтобы натюрморт смотрелся хорошо с любого ракурса. Вовсе не обязательно рисовать все предметы постановки именно так, как вы их видите. Никто из зрителей не видел, как в действительности были расставлены предметы, рядом не будет висеть фотография с данным натюрмортом!
Но для начала стоит знать такую вещь - композиция бывает 2х видов: статическая (уравновешенная) и динамическая (имеет вектор направленности).
Статическая копозиция
В статической композиции обязательно должен быть центр, который держит всю композицию. Он должен быть "вкусным", хорошо проработанным. Еще у статической композиции есть четкая опора, тяжелый низ. Когда низ композиции тяжелее (по объему) чем верх, кажется, что композиция устойчива. Зрительно это кажется более приятно и умиротворяюще, это касается как картины, так и архитектурного произведения. Ведь, если создать здание, которое сверху будет массивнее, чем снизу, то человеку, проходящему мимо, будет неспокойно, возникнет ощущение, что сверху на него что-нибудь упадет.
Также, если статическую композицию мысленно разделить пополам по вертикали, то предметы по массе будут одинаковы. Ниже представлены небольшие зарисовки на эту тему:
Что касается натюрмортов, то есть небольшой секрет. Если вы видите массу предметов, которые вам необходимо расставить, но слева стоят большие предметы (горшки), а справа маленькие (фрукты), то представьте себе качающиеся весы. Слева поставьте горшок, справа фрукты. Если поставить эти предметы на равных расстояниях от центра, то горшок, само собой перевесит. Теперь пододвиньте горшок ближе к центру, а фрукты дальше. Весы со временем уравновесятся. Точно так же поступайте с вашим натюрмортом.
Правила натюрморта:
- Никогда не рисуйте все предметы на одном уровне, даже если они так и стоят.
- Никогда не ставьте один предмет позади другого так, чтобы их оси симметрии совпадали.
- Предметы впереди должны быть проработаны лучше (четче, ярче), чем предметы заднего плана.
Пример - натюрморт (автора не знаю)
Динамическая композиция
Такой вид композиции не используется в рисовании постановок. динамическая композиция направляет взгляд в какую-нибудь смысловую точку. Если разделить ее по вертикали, то правая и левая сторона не будут одинаковы по массе. Только нужно составлять композицию так, чтобы не сбивать направляющий вектор - все линии должны быть направленны в нужную точку или поочередно друг на друга, но чтоб было понятно, на что нужно смотреть. Вектора предметов не должны пересекаться и сбивать внимания. Этот тип композиции хорош при построении тематических произведений.
Маленькие зарисовки:
(все мысленно перевернули картинку)
Пример - Боярыня Морозова (Суриков)
Каждый человек создает вектор, указывающий на главного персонажа сюжета.